«Фотография должна быть светлой, чистой и содержать в себе много воздуха»
Я взял интервью у Елены Васильевой, которая успешно занимается фотостейджингом. И помогает клиентам не только в своем родном Калининграде, а по всей России. У Елены отличные фотографии, при этом, во-первых, они практически все сняты на телефон, а, во-вторых — многие сняты на чужие телефоны чужими руками. Мне было очень интересно, как у нее так здорово получается, какие секреты мастерства, как говорится, и какая картина мира.
Думаю, вам тоже будет интересно почитать. А фотографии от Елены — уверен — многие будут с удовольствием использовать в качестве ориентира, референсов для своей работы.
Погнали
У тебя очень интересная и — думаю — для широкого круга людей — не очень понятная профессия: фотостейджинг. Или хоумстейджинг? Расскажи, что это вообще такое, чем хоумстейджинг от фотостейджинга отличается, а хоумстейджинг — от дизайна интерьера?
Я себя позиционирую именно как
фотостейджера — то есть моя задача из
имеющихся предметов и вещей сделать
красивый кадр посредством правильного
ракурса, света и композиционного
построения кадра. Да, бывают заказы с
элементами хоумстейджинга — когда
нужно подобрать предметы и декор, которые
помогут представить интерьер в более
выгодном свете. Хоумстейджинг — это по
сути предпродажная подготовка объекта
недвижимости с целью попасть в сердце
той целевой аудитории, для которой
предназначается объект. Как правило,
это работа с небольшими бюджетами,
поскольку предполагается улучшение
уже сложившегося интерьера (в отличии
от дизайна, который предполагает
разработку интерьера «с нуля»).
Как давно ты этим занимаешься и что тебя к этому привело?
Занимаюсь этим больше года, привело
меня к этому, как ни странно, обыкновенное
желание помочь людям :)
Все началось с изучения материала в чатах о краткосрочной аренде квартир — там много говорилось об огромном значении фото в продвижении объектов аренды. Я заинтересовалась этим вопросом, прошла платный курс по мобильной фотографии, потом «подвернулся» бесплатный марафон по хоумстейджингу, ну, а новые знания всегда хочется реализовать на практике! Тут подскажешь, там подскажешь — так, собственно, и случились первые мои удаленные фотосессии — когда хозяин со смартфоном в своей квартире, а я в своей и мы активно сотрудничаем для получения красивой и гармоничной фотографии. Я поняла, что у меня это получается — делать красивые фотографии руками других людей — так это и стало моим основным занятием.
Кто твои клиенты? На какие гонорары им рассчитывать?
Большая часть клиентов на сегодняшний
день — хозяева квартир/домов для
краткосрочной аренды (хосты). Те, кто
понимают, что красивые фотографии на
сайте — практически единственная
причина по которой выберут или не выберут
их объект недвижимости на сайте для
бронирования при прочих равных условиях.
То есть от этого напрямую зависит
количество бронирований, стоимость
бронирования и глубина бронирования
объекта — а, значит, и их прибыль. После
фотосессии в отзывах хосты пишут об
увеличении всех этих показателей.
Так, например, в Волгограде, Махачкале, Ярославле, Рыбинске, Петрозаводске, не говоря уже про Калининград и область мы отсняли уже не один и не два объекта, принадлежащие одним и тем же хостам — это ли не прямой показатель эффективности нашей совместной работы? Мой клиент возвращается ко мне вновь и вновь — и мы снова творим красоту и генерируем дополнительный доход:)
Как ты находишь своих клиентов и много ли времени и сил и денег уходит в маркетинг?
Когда накопилось
достаточное количество работ и уже
стало не очень удобно высылать такое
портфолио отдельными фотографиями и
роликами по запросу — я завела канал в
Телеграм, посвященный фотостейджингу.
Вот оттуда и приходит основная часть
моих клиентов. Про деньги — не трачу
нисколько. Как говорится — не ищи грибы,
и ищи место, где они водятся. Общаюсь в
профильных чатах, подсказываю что-то
людям, когда они спрашивают про
декорирование или фотографирование
интерьера, а дальше мой канал (он же
портфолио) работать начинает. Ну и
сарафанное радио никто не отменял.
Вот, например, недавний случай. Хост, живущая со мной в одном городе — Калининграде нашла меня через хоста в Петрозаводске — мир тесен:))
Мы познакомились на неких странных фотокурсах (Странных, потому что там не учат колеса крутить на фотиках и рилсы оформлять и не отвечают на главный вопрос философии: Canon или Nikon). И насколько я помню — ты свой первый фотоаппарат прямо в процессе курсов и купила. А на что снимала до этого?
Ну, фотоаппарат дома появился давненько,
пленочная мыльница до сих пор лежит в
шкафчике :). Когда первая дочь родилась
— помню, брали у знакомого репортера
из газеты цифровой фотоаппарат напрокат
на несколько дней, чтобы пофотографировать
чудо чадо. Потом видеокамеру покупали
и я снимала все утренники в детсаду,
записывала диски и раздавала родителям.
С рождением второй дочери в семье
появился цифровой Nikon
— это было еще в те времена, когда фото
на смартфоны не практиковалось. Вообще,
сколько себя помню, на всяких мероприянках
с удовольствием фотографировала. Коллега
приносил свой фот и вручал его мне — а
я репортажила с двух фотиков. В эру
развития мобильной фотографии фотоаппараты
лежали не востребованы, и вот, случился
новый виток
моего интереса к фотографии.
Для начала мобильной. Как я уже говорила
— прошла курс, долго выбирала себе
смартфон, который справлялся бы с
поставленными задачами. А когда «дело
пошло» и муж увидел мои успехи в
интерьерной фотографии — привез мне
из одной из командировок (аж из
Северодвинска) Nikon 7000D. Вот
я на курс как раз и пошла, чтобы освоить
все прелести фотографирования
фотоаппаратом на новом уровне.
Сейчас я с удовольствием
пользуюсь Nikon Z5.
Ты сейчас уже начала применять фотоаппарат в своей работе? (Если нет — почему?)
В интерьерной съемке — нет. Потому, что
разрешения и качества фотографий со
смартфона вполне хватает для размещения
на электронных досках объявлений. А
если нет разницы — то зачем платить
больше (слоган из рекламы вспомнился).
Вот недавний случай — клиент пишет, что
Островок (площадка для бронирования)
не грузит некоторые файлы с последней
фотосессии на смартфон — пришлось
уменьшать их размер. Конечно, фотографии
для интерьерных журналов вряд ли сделаешь
на смартфон, так что для каждой задачи
— свои средства хороши. И потом, все мои
удаленные съемки делаются обычными
людьми, не имеющими опыта работы с
фотоаппаратами, на смартфоны, так что
как не крути — смартфон — это пока самый
главный мой рабочий инструмент в
интерьерной съемке.
А людей и пейзажи с удовольствием фотографирую на фотоаппарат :)
Что тебя вообще сподвигло при такой
востребованности как фотостейджера и
хоумстейджера пойти на какие-то фотокурсы?
Тот самый Nikon D7000,
подаренный мужем — надо
же было освоить того страшного и тяжелого
(по сравнению со смартфоном) нового
друга. Ну и курсы я бы не назвала какие-то
:)) Работа со светом — очень важная часть
работы в фотографии, если не главная.
У тебя очень хорошие фотографии твоих работ. Снятые на телефон. Если планируешь все же начать снимать фото на свой Nikon — какие ожидания от результата?
Спасибо. Да, многие люди называют мои
фото «живыми». Пару раз приглашали даже
переделывать фото после фотографов с
фотоаппаратами :) Вот пара цитат великих
фотографов:
«Многие фотографы считают, что если они купят лучшую камеру, то смогут снимать лучшие фотографии. Лучшая камера не будет работать за вас, если в вашей голове или в сердце ничего нет», - Арнольд Ньюман.
«Выдающаяся фотография — это глубина чувств, а не глубина резкости», — Питер Адамс.
Так что в технике ли дело? Под каждую задачу свои средства ее решения, и, если, смартфон перестанет справляться с задачами нового уровня — конечно возьму фотоаппарат.
И вот в связи с этим чисто технический
вопрос: твои клиенты ставят какое-то
стороннее ПО на свои смартфоны? В каких
режимах происходит съемка — ручных или
автоматических, по умолчанию? Чем и как
ты потом все это обрабатываешь?
И
как снимаешь сама?
Удаленная
фотосъемка, как правило, происходит в
автоматическом режиме. Не все знают,
например, что если тапнуть пальцем по
экрану, то телефон настроит фокус и свет
в кадре именно по этой точке, поэтому в
профнастройки не лазаем для экономии
времени — вполне хватает мозгов телефона
в автоматическом режиме.
При удаленной съемке общаемся через Телеграм, и итоговый результат я пересылаю там же.
Обрабатывать люблю в Snapseed и PhotoDirector.
Сама снимаю тоже, как правило, на автомате. Редко когда профнастройки камеры включаю. Оба мои смартфона умеют снимать в RAW, но даже этим не пользуюсь. Хорошие условия для фотосессии — прямой путь к успеху. Всегда интересуюсь перед съемкой на какую сторону света выходят окна и снимаю объекты в наиболее выгодное по световой освещенности время.
Есть ли по твоему мнению место в команде хоумстейджеров для интерьерного фотографа? И зачем он там?
Да, безусловно есть. Всем кто работает
с интерьерами интерьерный фотограф
обязателен. Только такой специалист
правильно передаст качество выполненной
работы хоть хоумстейджером, хоть
дизайнером, хоть мастером-отделочником
и так далее.
Реклама — двигатель торговли и хороший визуальный ряд — это как раз то, что продает работу хоумстейджера (например) лучше всего.
Почему лучше обращаться к интерьерным фотографам, а не научиться все делать самим? Ведь сейчас телефоны могут дать очень даже хороший результат.
Я бы не утверждала что одно лучше другого.
Если тебе регулярно требуются интерьерные
фотографии — то почему бы и не научиться?
А если нет — то у каждого человека свой
талант — кто-то супербухгалтер, кто-то
суперняня, а кто-то суперфотограф. И все
мы в жизни уже сталкивались как с работой
специалистов в своей области, так и
неспециалистов, и понимаем, что у них
будут разные результаты при прочих
равных условиях. И то, что за сапогами
нужно идти к сапожнику, а за интерьерными
фотографиями к интерьерному фотографу
— стоит ли объяснять? Собственно, ролики
с хештегом «БылоСтало» на моем канале
— лучше слов поясняют этот вопрос :)
Что бы ты, если обратилась к стороннему
фотографу для своей работы, от него
ожидала?
Во первых, все свои хотелки я бы изложила в техническом задании, приложила бы референсы кадров, которые хочу получить и убедилась бы, что со специалистом мы говорим на одном языке и об одном и том же. Многие вопросы стоит обсудить до фотосессии — ведь хорошая подготовка — это полдела. И после этого ожидала бы качественных фотографий, соответствующих техническому заданию в установленные сроки.
Где хоумстейджерам (и не только)
найти хорошего фотографа? Что ты можешь
сказать в этом плане о такой площадке,
как Авито?
Если мы про интерьерного фотографа —
то контакты хорошего фотографа можно
найти у коллег (сарафанное радио), на
сайтах, посвященных интерьерам (в
публикациях указывается имя фотографа),
на интернет-биржах — есть много способов.
Главное, посмотреть портфолио фотографа
и убедиться, что это именно «ваш»
фотограф.
Про Авито я не скажу ничего ни плохого, ни хорошего — там можно найти как профи так и профанов — вопрос умеете ли вы искать и знаете ли что ищете.
Неоднократно слышала жалобы хостов, что даже свои фотографии на Авито фотографы, ну или «фотографы», не умеют выставить (в общей ленте они смотрятся обрезанными, например). Присылают смешные (на самом деле печальные) скрины лент с вопросом «ну и как тут кого-то найти, если они даже свои рекламные фото сделать не сумели»??? Еще частая ошибка приглашать такого фотографа для фотографирования интерьеров, который не умеет их фотографировать и не знает даже базовых правил работы с интерьером. Ну, я же свадьбы фотографирую — и кровати сфотографирую (!) — а в результате вы получите на фотографиях кривое пространство, падающие шкафы и темные углы, вместо красивых, чистых и светлых фотографий.
А какие «базовые правила» при фотографировании интерьера ты можешь назвать?
Первое и самое главное — соблюдение
геометрии помещений — вертикальные
линии должны быть вертикальными, а
горизонтальные — горизонтальными. Если
это касается интерьеров под аренду или
продажу — то не должно быть темных углов
и провалов — фотография должна быть
светлой, чистой и содержать в себе много
воздуха.
Все предметы на фото должны хорошо «читаться», не загораживать друг друга и не торчать друг из-за друга. Обычно советую убрать все стеклянные прозрачные предметы — они легко превращаются на фотографиях в призраков. Ну, и, пожалуй, один из главных секретов декора для фото — не знаешь какого цвета предмет использовать — используй белый!
А в остальном правила такие же, как и для прочих фотографий — хорошая композиция, резкость, отсутствие локальных пересветов и провалов, ну и аккуратность — отглаженный текстиль и чистые предметы
Примеры преображения и грамотной съемки интерьера после работы фотостейджера
Было — Стало; Было — Стало
Ну и завершающий вопрос. Для фотографа важна хорошая насмотренность.
Можешь посоветовать какие-то каналы, ресурсы, где люди могут регулярно видеть примеры хороших интерьерных работ, чтобы лучше понимать свои ожидания от фотографа? Где себя прокачиваешь? Что сама используешь для референсов?
https://t.me/interio_inspiration
— очень нравится этот канал. Когда
смотришь в нем фотографии интерьера,
то понимаешь, что ничего в них не хочется
изменить — они идеальны….
https://t.me/anotherikea
— здесь фотографии поживее, встречается
интересный декор, применимый к тому
сегменту, с которым я работаю.
Посматриваю
различные каналы дизайнеров и
хоумстейджеров, а для вдохновения
использую разные ресурсы — и Яндекс-картинки
и Pinterest…
Никогда
не знаешь какой предмет положит начало
концепции интерьера — так что главное
для вдохновения — это широко открытые
глаза и жадный взгляд в окружающее
пространство!
И напоследок…
Надеюсь, ответы Елены вам были интересны, вы смогли оценить ее прекрасные работы.
Если есть какие-то вопросы (по интервью и вообще касательно классных интерьерных фото) — можно задать их в моем канале в Телеграм: Сюда. Подписывайтесь, а если вы из Москвы — обращайтесь.
И подписывайтесь на канал Елены в Телеграм: здесь